Настройка аналитики через Google Tag Manager: преимущества и недостатки

by ROOM42
Настройка аналитики через Google Tag Manager: преимущества и недостатки

Есть три основных способа настройки аналитики на сайте: 

  1. При помощи разработчика;
  2. Через интерфейс Google Tag Manager;
  3. При помощи разработчика (используя код dataLayer) + через GTM.

Сегодня остановимся на втором подходе, обсудим его особенности и сравним с остальными вариантами. 


Преимущество GTM перед настройкой через код сайта очевидно: вам не нужно тратить ресурсы разработки, ожидать внедрения кода и тестировать корректность его работы. Можно самостоятельно редактировать события в зависимости от запросов клиента и изменений в интерфейсе страниц сайта. 
Зачем тогда существуют другие опции? Почему нельзя ограничиться только Google Tag Manager?


Дело в том, что интерфейс GTM не всегда позволяет настроить все события, в которых нуждается ваш клиент. Например, успешную покупку. Если пользователю сайта после приобретения товара показывается страница или поп-ап с подтверждением покупки, настроить событие через GTM не составит труда. В ином случае потребуется помощь разработчика. А вот настроить событие на заполнение форм на сайте довольно легко. 


Более того, события, настроенные через GTM, более уязвимы по отношению к изменениям на сайте. Это происходит из-за того, что триггер (условие срабатывания события) настраивается на взаимодействие пользователя с различными элементами на сайте. Эти элементы имеют уникальные параметры, благодаря которым GTM их отличает. Например, цвет или текст action-кнопки, адрес страницы «Спасибо» после заполнения формы. Если эти параметры меняются, событие перестает срабатывать, а тестировать и донастраивать события после любого изменения на сайте — это, по нашему мнению, неэффективная трата времени аналитика.


К счастью, существует третий способ — настройка событий через dataLayer. dataLayer — специальная переменная, используемая для передачи данных о событиях при помощи GTM. То есть, разработчик устанавливает код dataLayer в структуру сайта, после чего аналитик может применять данный код как триггер для срабатывания событий на сайте. Переменная позволяет передавать динамические (изменяющиеся в зависимости от действий пользователя данные) с сайта в различные системы аналитики. Таким образом, аналитик избавляется от необходимости настраивать множество уникальных тегов для каждого возможного события на сайте. Согласитесь, если вы работаете с сайтом интернет-магазина с сотней товаров, переменная dataLayer — не просто удобное решение, а абсолютный must have. Создать двадцать, тридцать или даже сто тегов, отвечающих за различные действия, не просто проблематично, а физически невозможно. При настройке событий через переменную dataLayer решается и проблема «уязвимости» событий при изменениях на сайте. Тем не менее, этот способ требует вмешательства разработчика на начальном этапе — при установке кода dataLayer в структуру сайта.

Резюмируем. В каких случаях лучше прибегать к каждому из способов? Согласно нашей практике, для настройки базовой аналитики на одностраничных сайтах и лендингах, которые работают в течение ограниченного количества времени (например, лендинг для мероприятия) чаще всего достаточно интерфейса GTM. Если же вы имеете дело с сайтом, который будет служить клиенту в течение многих лет, а его интерфейс подлежит изменениям, настоятельно рекомендуем использовать переменные dataLayer.

October 28, 2019
by Диана Казакова